Винный гид от Роберта ПаркераКак сказал один мой знакомый латвийский эксперт: «Вино – это не математика, где точно можно сказать, что, умножив два на два, мы получим четыре…» Невозможно не согласиться, ведь это действительно так. Каждый читатель этого сайта хоть раз посещал дегустацию вина, во время которой сомелье умными словами описывал ароматы ягод и сырого асфальта в каком-либо вине или рассказывал о его минеральности. Часть участников дегустации кивала головой, часть скептически слушала, но молчала, а некоторые активно участвовали в дискуссии, пытаясь доказать наличие других ароматов или вкусов. Вино – это субъективная тема разговора, но в мире есть люди, чье субъективное мнение может поднять объемы продаж какого-либо вина на небывалые высоты или, наоборот, если не совсем разорить, то уж точно доставить головную боль винодельне. Это оценщики и критики вина. В мире их много: Дженсис Робинсон, Стивен Спурье, Майкл Бродбент, Тим Аткинс и другие, но самым влиятельным критиком вина уже несколько десятков лет является Роберт Паркер.

Роберт Паркер родился 23 июля 1947 года в Мэриленде, США. Его родители были фермерами и занимались производством и продажей молока и сыра. Интересен тот факт, что отец Паркера, несмотря на хорошее восприятие ароматов и вкусов, не только не пил вино, но никогда в своей жизни не употреблял алкоголя. Первый раз Роберт попробовал вино в день рождения своей подруги Патриции. Вино, в отличие от девушки, на него не произвело впечатления. В Патрицию он был влюблен с детства. Когда Патриция поступила в колледж в штате Вирджиния, Роберт последовал за ней. Как это часто бывает, родители девушки не были в восторге от того, что дочь подружилась с этим тощим парнем, и, желая помешать их дружбе, отправили дочь учиться в Страсбург, не подозревая, что таким образом они невольно повлияли на будущее самого влиятельного критика вина современности. Роберт не сдавался. Он последовал за девушкой во Францию и уже через пару месяцев в Эльзасе осознал, что даже дешевое домашнее вино, которое обычно являлось неотъемлемой составляющей студенческих вечеринок, бывает разным. Оно было менее жидким, чем пиво, но и не таким крепким и охмеляющим, как бурбон на родине.

Вернувшись в Америку, Роберт поступил в Мэрилендский университет, в котором изучал историю и искусство, а затем и юриспруденцию. В 1973 году он начал карьеру адвоката и стал помощником главного советника банка. Такое развитие событий понравилось родителям Патриции, и молодая пара смогла пожениться с благословением родителей.

Но Роберт не переставал интересоваться вином и даже прочитал несколько книг на эту тему. Его восприятие вина отличалось от мнения традиционных винных критиков того времени. В вине он не искал афоризмов, благородных слов или дефиниций. Его волновал только один вопрос: стоит ли его покупать? В правильности выбора своего хобби Роберт убедился после следующего посещения Франции, и уже в 1975 году у него возникла идея создать свое руководство по винам. Карьера адвоката постепенно отошла на второй план, а со временем, к огорчению его друзей, он это занятие совсем забросил.

В 1978 году вышел первый номер The Wine Advocate Паркера, который он разослал винным компаниям и их клиентам. Читателям понравился его прямой и простой подход, но больше всего похвал получила разработанная Робертом шкала оценки вин. Они оценивались по 100-балльной системе, и это была первая подобная шкала оценки, которая была очень проста и понятна обычному потребителю. На подобную систему баллов перешли даже самые главные критики вина в Англии того времени. Звезда родилась…

Роберт Паркер дегустирует вино. Винный критик, винный мир, сомельеПопулярность Роберта закрепил урожай в провинции Бордо 1982 года. Критики не рассмотрели особенностей урожая, и только Паркер после очередной поездки во Францию опубликовал свое мнение об этом урожае, посоветовав инвестировать как можно больше. Паркер оказался прав, а те, кто ему поверил, – разбогатели.

Конкуренты не раз упрекали его в том, что он не соблюдает традиций и не ценит вино. Как он может неуважительно высказываться о выдающемся вине виноделен Бордо, которое, по мнению критиков, просто изумительно само по себе и не может быть каким-либо еще. Ответ Паркера всегда был простым и прямым: «Мне сто раз наплевать на то, что это или любое другое вино делают аристократы, получившие свои титулы из рук Людовика XIV. Если ваше вино плохое, я готов вам сказать об этом!» Именно это он и делал – разоблачал таких виноделов и рассказывал об этом покупателям. Он говорил о том, о чем до этого старались не говорить: главное не то, что вино изготовлено в отличном хозяйстве с глубокими аристократическими корнями. Главное – это качественный виноград и тщательная работа, тогда отличное вино можно создать хоть… в гараже. Именно в 80-х популярность обрели так называемые «гаражники» – небольшие хозяйства, создающие прекрасные вина.

Нельзя сказать, что Паркер никогда не ошибался. Он поставил высокую оценку бургундским винам урожаев 1989 и 1990 годов, но добавил, что хороши на вкус они только на месте, в Бургундии, намекая на то, что виноделы на дегустацию дают одни вина, а в продажу поступают другие. Последовал громкий скандал, в результате которого все виноделы Бургундии закрыли свои двери перед Паркером. Данный скандал заставил Роберта пересмотреть свои заметки, и впредь он стал подбирать более мягкие характеристики для плохих вин.

Он остается неподкупным. Роберт всегда сам оплачивает свои поездки и покупает вина на дегустацию, не принимает подарков и не публикует рекламы в своем The Wine Advocate. Он никогда публично не дает оценку винам производства орегонской винодельни Beaux Frères по причине того, что сам участвует в их изготовлении.

Орден почетного легиона который получил винный критик Роберт ПаркерЗа многие годы работы ему лишь прибавилось. Паркер принял важное решение о создании команды дегустаторов для своего журнала, и эта команда работает и по сей день. Сам Паркер дегустирует только калифорнийские вина, а также из региона Бордо и долины Роны. Все остальные – команда дегустаторов. Паркер все еще проживает в Мэриленде вместе со своей женой Патрицией и дочкой Майей, и не каждый сосед знает, чем занимается Роберт. В год Роберт дегустирует примерно 10 тысяч вин, которые стоят не менее 20 долларов за бутылку. Паркер считает, что именно вино такой ценовой категории может позволить себе средний американец. В своих оценках он скуп. 100 из 100 баллов за тридцать лет получили лишь 76 вин из примерно 250 тысяч. Нос Роберта застрахован на один миллион долларов. Из рук бывшего президента Франции Жака Ширака Паркер получил орден Почетного легиона. Все осталось так же, как и раньше, как сказал один из журналистов The New York Times: «Когда он пробует вино, виноделы вздрагивают…»