В латвийских «винных» кругах имя Раймонда Томсонса за последние полгода упоминалось очень часто и с очень большим уважением. Мы, Noble Wine, хотели бы узнать, как изменилась жизнь нашего героя после столь успешного старта на чемпионате мира сомелье в Аргентине, где в тяжелой борьбе Раймондс занял почетное седьмое место, а также о дальнейших планах самого титулованного сомелье Латвии.

– Тебя уже много раз в различных интервью расспрашивали о твоих «приключениях» в Аргентине. Не хотим повторяться и лучше спросим тебя о планах на будущее. Что изменилось после конкурса?

– Да, я уже много раз рассказывал о том, как готовился к чемпионату, как планировал, как работал. Рассказывал, как поддерживали меня мои друзья и коллеги. Мне нечего добавить к предыдущим интервью, поэтому действительно поговорим лучше о моих планах на будущее, тем более что я собираюсь немного расширить сферу своей деятельности. Дело в том, что за 17 лет работы в ресторане под руководством моего учителя и наставника Мартиньша Ритиньша, а также во время интенсивной подготовки к чемпионату в Аргентине я накопил неплохой багаж теоретических знаний и практического опыта, который активно использую в своей работе. Но я уже давно думаю о возможности передавать накопленные знания дальше. Практика показывает, что для многих сомелье, создавших себе имя, это становится логичным шагом в продолжении их карьеры. Существует очень много возможностей для реализации этой идеи, и более подробно вы сможете узнать об этом осенью на домашней страничке. Для меня остается пока открытым вопрос о том, насколько велик спрос на такого рода услуги внутри нашего маленького латвийского рынка.

– А ты рассматриваешь только Латвию как своего потенциального «клиента»?

– Нет, почему! Для начала планирую «завоевать» Балтию. Я получил также предложение из России. В конце ноября предполагаю выступить на семинаре в Петербурге. Название семинара – «Как стать успешным сомелье». Это будет первый мой опыт такого рода вне Латвии. Я серьезно намерен двигаться вперед и останавливаться не собираюсь. Наверное, со стороны кажется, что после седьмого места на чемпионате мира я мог бы немного расслабиться и заслуженно почивать на лаврах, но это точно не в моем характере. Очень трудно остановиться, когда уже знаешь, что такое вкус победы. Сейчас активно готовлюсь к чемпионату Европы, который пройдет в следующем году и где я также надеюсь хорошо выступить.

Раймонд Томсонс дегустирует вино в погребе винного магазина Noble Wine в Риге

Раймонд Томсонс во время дегустации в винном погребе Noble Wine

– А ты уже примерно знаешь, кто будут твои соперники на чемпионате Европы?

– Я думаю, что в плане конкуренции чемпионат Европы будет намного сложнее. Ведь на чемпионате мира самые сильные его участники были именно из Европы, за исключением норвежца. Кроме того, в полуфинале будет всего 10-12 мест, а не 15, как в Аргентине, и меньше стран-участников – только 36. Мероприятие пройдет в апреле-мае 2017 года. В декабре начну очень серьезно готовиться, я еще в неплохой форме после чемпионата мира, но четкий и продуманный план действий – это одна из гарантий успеха.

– Как планируешь продвигать бренд «Раймондс Томсонс»?

– Конечно, ни в коем случае не брошу свою работу в ресторане, так как именно здесь я могу расти и развиваться как сомелье. Скорее всего, я вижу себя именно в роли консультанта. Это может быть работа с частными или корпоративными клиентами, проведение различных тематических винных мероприятий. Хотелось бы также попробовать себя в качестве преподавателя на курсах для профессионалов или начинающих винных любителей. На домашней странице будет информация о том, как со мной связаться.

– Как известно, некоторые из именитых сомелье стали заниматься виноделием. А у тебя когда-нибудь возникала мысль о создании своего вина? Предлагать ресторанам, скажем, изящный австрийский рислинг с твоим именем на этикетке?

– Когда мы с моими коллегами учились в Винной академии в Австрии, то один из нас, Мартиньш Пиленс, серьезно увлекся самим винодельческим процессом. А у всех остальных – Айгара Лукстиньша, Каспара Рейтупса и меня – энология особого энтузиазма не вызвала. Мы решили, что это точно не для нас. Это огромный труд, который требует глубоких специальных знаний и навыков. Это абсолютно иной мир! Так что пока в роли винодела я себя не вижу. Но, как говорится: «Никогда не говори «никогда»!»

– Твое имя в мире теперь ассоциируется с Латвией. Какие эмоции у тебя это вызывает?

– Не скрою, это очень приятно. Я действительно много работал, меня поддерживали близкие люди, что стало для меня дополнительной мотивацией и помогло на чемпионате. Полученный результат вызывает очень большие эмоции, когда ты понимаешь, какая огромная работа была проделана. Но это того стоило! Для меня было очень почетно представлять свою страну и постараться сделать все, что в моих силах, чтобы ее имя прозвучало на мировой арене. Репортеры из Азии после конкурса подходили и расспрашивали меня о винной культуре в Латвии, о нашей стране. Приятно также, что одно из самых престижных заведений в винной индустрии – WSET – твитнуло и поблагодарило своих студентов, выступавших на чемпионате. Нас было трое: Жоли дю Пуа (третье место), Хейди Макенен и я. Вернувшись, я всем говорю, что винная индустрия сейчас находится на очень правильном витке, благодаря чему все больше и больше людей начинают серьезно заниматься изучением вина.

7-ой сомелье мира Раймонд Томсонс на Латвийском чемпионате сомелье в Риге

На латвийском чемпионате сомелье в Риге

– Что ты думаешь о латвийской плеяде сомелье?

– В будущем, наверное, об этом можно подумать. Ведь у нас есть опыт и хорошие специалисты. Может быть, даже нужно создать учебное заведение для таких целей. Мне нравится, как в Австрии через образование формируют у людей определенный стиль мышления и желание разбираться в винах. Я очень часто замечаю, как, попробовав вино, многие дают ему немедленную, подчас весьма субъективную оценку. Мы рассуждаем о количестве танинов, о наличии или отсутствии баланса, забывая о природе самого вина. Если же мы знаем, на какой почве и в каких климатических условиях рос виноград, какую цель преследовал винодел, создавая напиток, то более четко представляем, что вправе от него ожидать. Благодаря этой информации мы можем проявлять к вину гораздо больше уважения! Нравится или не нравится – это уже другой вопрос. Главная задача и для любителя, и для профессионала – четко понимать, что, к примеру, вкус аргентинского Tannat должен быть именно таким и никаким другим, и если это вино и не станет вашим фаворитом, то его ценность от этого нисколько не уменьшится.

Нужно будет также разработать систему сертификации. Это могут быть школа, курсы или какое-то количество лекций. Необходимо создать учебную структуру. С этой задачей могла бы справиться Латвийская ассоциация сомелье. Ведь, чтобы стать настоящим специалистом, необходимо серьезно учиться и получить сертификат, который свидетельствовал бы об уровне знаний. Сейчас ассоциация проводит курс лекций, но этого, на мой взгляд, недостаточно. Нужна более серьезная подготовка. А затем можно будет уже продолжать образование за рубежом, чтобы попытаться получить международный диплом. Чтобы сдать обладателем ASI Sommelier Certification, надо сдать довольно сложный экзамен. Я попробую сделать это в следующем году.

Пролдолжение интервью читайте на нашем сайте уже завтра